Я вышел ростом и лицом

Материал из Project36
Перейти к: навигация, поиск

Дорожная история (слушать)

А. Демьяненко и Т.Конюхова - исполнители главных ролей в "Карьере Димы Горина", 1961

Содержание

Текст песни

Текст песни "Дорожная история (Я вышел ростом и лицом...)"

Комментарий

Я вышел ростом и лицом -
Спасибо матери с отцом,-
С людьми в ладу - не понукал, не помыкал,
Спины не гнул - прямым ходил,
И в ус не дул, и жил как жил,
И голове своей руками помогал...

Именно такими были герои ранних фильмов Высоцкого, например, водитель Софрон из «Карьера Димы Горина»[1], вышедшей на экраны в 1961 году. Монтажники в картине Ордынцева возводили линию электропередач (ЛЭП-220) Иркутск-Братск (1955-1957), которая должна была обеспечить электроэнергией строителей Братской ГЭС.

Но был донос и был навет -

Навет – это Кровавый навет на евреев - обвинение евреев в том, что они приносят в жертву христианских детей и используют их кровь в своих обрядах.
У Высоцкого в «Антисемитах» (…) и тот же алкаш мне сказал после дельца, что пьют они кровь христианских младенцев (…)

Донос, навет и высылка были, скорее всего, прямым следствием того, что лирический герой «вышел ростом и лицом», был «в ладу с людьми», а самое главное при этом «в ус не дул».

Кругом пятьсот и наших нет,-

Александр Башлачёв

Похожий литературный приём, когда в идиоматическом выражении («четыре сбоку – ваших нет») заменяется часть, слегка меняющая смысл сказанного, но сохраняющая устойчивую ассоциацию с первоисточником, встречаем, например, у Александра Башлачёва в «Рождественской»:

То-то будет хорошо,
Смеху будет много.
Спите дети, я пошёл.
Скатертью тревога...

Кругом пятьсот и наших нет,-

Существует множество версий происхождения выражения «четыре сбоку – ваших нет». Большинство этих версий связано с игрой в карты. Например, в преферансе, когда играющий заказывает шестерную игру, а четыре козыря раскладываются у вистующих «четыре в ноль» или «на одну руку», есть все основания полагать, что «ваших нет», или, по крайней мере, «ваших немного». Наиболее красивое (это не говорит о его бесспорности) объяснение звучит так.

Десятка пик

Выражение родилось в среде картёжников, в следующей ситуации при игре в «очко». Если банкир прикупает к имеющемуся у него на руках тузу девятку или десятку (единственные две карты, у которых по бокам нанесено по четыре значка масти (в центре у девятки расположен ещё один значок, у десятки - два), это означает его несомненный выигрыш, поскольку он сразу же набирает либо 20 очков, либо 21 (номинал туза - 11 очков). Даже если у игрока 20 очков, ничья трактуется в пользу банкира («банкирское очко»), а если бы игрок сразу набрал 21 очко, это означало бы его автоматический выигрыш, и в этом случае банкиру не имело бы смысла прикупать карты. Таким образом, «четыре сбоку» - это четыре значка карточной масти, означающие неотвратимый проигрыш соперника. Позже выражение стало использоваться в переносном смысле для обозначения безвыходной ситуации, проигрыша не только в картах[2].

Был кабинет с табличкой: "Время уважай",-

Таким образцам казённо-бюрократического жанра в 1932 году И.Ильф и Е.Петров посвятили блестящий юмористический очерк «Сделал своё дело и уходи»[3]. Символично, что не прошло и десяти лет, как молодые, полные сил авторы погибли: Ильф в лагере до войны, Петров в авиакатастрофе в первые годы войны. К началу сороковых всей стране было не смеха. Но в табличке «Уважай время», украшавшей кабинет следователя, ничего смешного не было уже и в 1932 году. В дальнейшем подобные средства агитации и пропаганды были знаковой частью гнетущей обстановки, окружавшей обвиняемого с момента ареста.

Там прямо без соли едят,
Там штемпель ставят наугад,

Вероятно, именно вследствие дефицита времени штемпель ставился наугад. Пресловутая 58-я статья УК РСФСР позволяла следователю довольно свободно определять степень вины подсудимого и меру пресечения.

Кладут в конверт - и посылают за Можай.

Каким бы мягким в СССР не было наказание, подсудимый заведомо отправлялся в «зону отчуждения», на 101 км от крупных городов, например в Можайск («за Можай»[4]), расположенный в 110 км от Москвы.

Высоцкий редко пел этот куплет, хотя следующие строки «бродяжил и пришёл домой уже с годами за спиной» явно требуют объяснений. Говорить о такой странице биографии как ссылка в Стране Советов было небезопасно, да и, что гораздо более важно, стыдно. Исключение делалось разве что для старых большевиков - политкаторжан. Автор, прекрасно чувствуя время, понимает, что лирическому герою нужно быстрее забыть прошедшее и перейти собственно к дорожной истории, не оправдываясь при этом, что «был донос и был навет». Дорожная история сама по себе станет лучшим словом в защиту лирического героя.

Интересно, что не кто-нибудь, а именно шофёры из фильма «Дело Румянцева» были первыми, кто на советском экране позволили себе усомниться в правильности выводов «компетентных органов» относительно их товарища. История, рассказанная Иосифом Хейфицем в 1955 году, стала одной из ласточек наступающей оттепели.

Капитан милиции - один из антигероев фильма "Дело Румянцева", 1955

Крылатое выражение «тамбовский волк тебе товарищ»[5] (в фильме «тамбовский волк Вам товарищ»), произнесённое капитаном милиции, как раз из тех, которые «штемпель ставят наугад», ещё за пару лет до выхода фильма на экраны было бы приговором. Но в фильме 1955 года с капитаном уже спорили, а затем и отстраняли от работы, а отрицательным становился герой Е.Леонова - водитель Мишка, не желавший «портить анкету» дружбой с подследственным.

Времена менялись к лучшему, хотелось верить, что возврата к прошлому не будет. Но присказка про «тамбовского волка» надолго задержалась в русском языке и даже пережила породившую её Советскую власть.

В 1973 году в комедии «Иван Васильевич меняет профессию» на вопрос Ивана Грозного: «Ты скажи, какая вина на мне, боярин!», милиционер отвечал: «Тамбовский волк тебе боярин!».

И уже без всякого намёка на юмор, в 1984 Александр Башлачёв пел:

Я снова смотрю, как сгорает дуга моста.
Последние волки бегут от меня в Тамбов.
Я новые краски хотел сберечь для холста,
А выкрасил ими ряды пограничных столбов.

Два города Тамбов и Можайск остались до сих пор символами сталинского безвременья.

Потом - зачёт, потом – домой

В 1934 году для заключенных были введены "зачёты" за ударную работу, уменьшающие срок заключения. Заключённый, ударно выполнявший свою работу, мог сократить свой срок наказания за квартал на 18, 30 и 45 дней.

Эта разница зачётов сначала определялась степенью активности заключенных в работе и их участием в культурно-воспитательной деятельности лагеря. Однако в скором времени зачёт в 45 дней стал присуждаться только "соцблизким" бытовикам; зачёт в 30 дней стал даваться политическим с лёгким пунктом обвинения, а на долю политических, обвинённых в шпионаже, диверсии и терроре, остался зачёт в 18 дней за квартал[6].

В архивах сохранилось выступление Сталина на заседании Президиума Верховного Совета СССР в августе 1938 года. Лагерное население в это время стремительно увеличивалось, тем не менее, Сталин возражал против существовавшей до этого практики досрочного освобождения передовиков лагерного производства.

«Старое решение нам не подходит», - говорил он. «Мы плохо делаем, мы нарушаем работу лагерей. Освобождение
этим людям, конечно, нужно, но с точки зрения государственного хозяйства это плохо…  Будут освобождаться лучшие
люди, а оставаться худшие. Нельзя ли дело повернуть по-другому, чтобы люди эти оставались на работе – награды
давать, ордена, может быть? А то мы их освободим, вернутся они к себе, снюхаются опять с уголовниками и пойдут
по старой дорожке. В лагере атмосфера другая, там трудно испортиться…  Поручим Наркомвнуделу придумать другие
средства, которые заставили бы людей остаться на месте… Семью можно дать им привезти и режим для них изменить
несколько, может быть, их вольнонаёмными считать. Это, как у нас говорилось, - добровольно-принудительный заём,
так и здесь – добровольно-принудительное оставление»[7].

Фактически это положило конец системе «зачётов». Потом, во время войны, практика «зачётов» ненадолго стала распространяться на участие в боевых действиях. У Высоцкого в песне «Нынче все срока закончены… (Все ушли на фронт)»

Там год за три, если Бог хранит,
как и в лагере зачёт….

Вариант: бродяжил и пришёл домой
С семью годами за спиной,-

По Статье 58 УК РФ основным наказанием был расстрел с полной конфискацией имущества, понижаемый до не менее чем пятилетнего заключения с той же конфискацией. Отбыв семь лет, оставалось только бродяжить. Но, даже если статья была не расстрельной, после освобождения бывший заключённый был поражён в правах и жил вдали от крупных городов, где раньше, возможно и был его дом. Естественно, никому не было гарантировано оседлое проживание. Солженицын в «Матрёнином дворе» пишет:

"Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался  наугад - просто в Россию. Ни в одной точке её никто 
меня не ждал и не звал, потому что я задержался  с возвратом годиков на десять. Мне просто хотелось в среднюю  
полосу - без  жары, с лиственным рокотом леса. Мне хотелось затесаться и затеряться  в самой нутряной  России - 
если такая где-то была, жила.
За год до того  по сю сторону  Уральского хребта я мог наняться разве таскать носилки.  Даже электриком на
порядочное строительство меня бы не взяли."

Вариант: Уже с годами за спиной

То, что режет слух сейчас, вполне адекватно воспринималось в 70-е годы в стране, в которой тюрьма, плен, окружение были темами, не только тщательно скрываемыми и замалчиваемыми, но и одновременно обыденными и не вызывающими сильных эмоций. Ну, «с годами за спиной», ничего удивительного, обычное дело… Точно также звучало «бывший зек», мол, дело прошлое, требующее, чтобы его поскорее забыли.

Висят года на мне - ни бросить, ни продать.

Устроиться на работу «с годами» было крайне сложно. Проблемы с трудоустройством испытывали все, не только имевшие судимость, но и, например, бывшие в плену или на оккупированной территории, не говоря уже про граждан с «подгулявшим» пятым пунктом в анкете.

Но на начальника попал,
Который бойко вербовал,-

Лирический герой повторяет судьбу сотен тысяч вернувшихся из лагерей в 1953 году. Бериевская амнистия («Это Клим Ворошилов даровал нам свободу») привела не только к резкому сокращению количества строек коммунизма, для которых ГУЛАГ был единственным поставщиком рабочей силы, но и к большому дефициту людей на продолжавшихся стройках.

Люди, вернувшиеся из мест заключения, начали наниматься на такие же стройки, но в новом качестве, по вербовке за деньги. Тогда же возникла одна из первых «вольных» профессий и одно из немногих, переживших все власти сообществ – товарищество дальнобойщиков, водителей - одиночек, кочующих по стране.

И за Урал машины стал перегонять.

За Уралом велось строительство сразу нескольких гидроэлектростанций. Решение о строительстве Братской ГЭС на Ангаре и Красноярской ГЭС на Енисее было принято в 1954-55 годах. Строить планировали силами заключённых. Но уже к началу работ в конце 1955 – начале 1956 годов лагеря были упразднены и ГЭС начали строиться силами вольнонаёмных. На стройках был нужен камень – щебень и гранит, для его перевозки в Сибирь перегоняли грузовики.

Дорога, а в дороге - МАЗ,

МАЗ-525

Речь идёт о 25-тонном МАЗ-525, созданном в сентябре 1950 года специально для перевозки камня на построенном после войны Минском автозаводе.

Постановление о создании Минского автозавода было подписано в 1944 году. Первые пятитонные МАЗы 205 стали героями советских фильмов «Большая руда» и «Дело Румянцева», однако, такая техника не могла справиться с проблемой быстрого возведения гигантских электростанций. Для решения новой задачи требовались мощные внедорожные самосвалы, способные доставлять из каменных карьеров гранитные глыбы весом в несколько десятков тонн и сбрасывать их в реки при сооружении плотин. Пяти тонн грузоподъёмности явно было недостаточно.

МАЗ-525 в карьере

Поэтому Минскому автозаводу - самому молодому в СССР - было поручено наладить выпуск нового класса грузовых машин. 12 сентября 1950 года первый экземпляр карьерного самосвала "МАЗ - 525" покинул сборочный цех. Впервые на колёсном транспортном средстве был установлен 12-цилиндровый танковый дизель. Конструкция самосвала была рассчитана под ударные нагрузки, которые возникали при загрузке самосвала каменными глыбами в шесть кубометров. Специально для работы в паре с "МАЗом - 525" в Свердловске, на Уральском заводе тяжёлого машиностроения, начали выпускать экскаваторы с таким же объёмом ковша. Чтобы самортизировать разрушительные удары, дно кузова было сделано двойным, из стальных листов с дубовой прокладкой между ними. Непосредственно на раму нагрузка передавалась через шесть резиновых подушек. Главным амортизатором служили огромные колеса с диаметром покрышек 172 сантиметра. При разгрузке кузов запрокидывался на угол 65 градусов[8].

Именно этот двадцатипятитонный самосвал стал ещё одним персонажем дорожной истории.

Который по уши увяз,

Автопробег "Москва - Каракум - Москва, 1933". Фото Макс Прехнер

Дороги в России всегда строились медленно. До революции дорог с твёрдыми покрытиями (из щебёнки, гравия и булыжника) в стране было около 25 тысяч километров.

Традиционным способом борьбы с бездорожьем в начале века были многочисленные автопробеги, организуемые высокопоставленными чиновниками, а зачастую даже и членами царской семьи[9].

После революции Советская власть с таким увлечением занялась реорганизацией дорожного строительства, что в период с 1922 по 1928 год было построено вдобавок к имеющимся 25 тысячам ещё аж 2 тысячи километров дорог. То же самое, к слову сказать, произошло и в автомобилестроении. Если в 1918 году завод АМО под управлением Рябушинских выпустил около 800 автомобилей, то с 1924 (до этого завод просто стоял) по 1927 год – ещё столько же, то есть производительность упала в четыре раза[10].

Новые, уже советские автопробеги, один из которых был описан Ильфом и Петровым в 1931 году на страницах «Золотого телёнка», к сожалению, борьбе с бездорожьем не помогли. Как и прочие проявления стихийного энтузиазма, они были быстро поставлены на службу идеологии. Например, пробег 1933 года Москва – Каракумы – Москва был частью советской среднеазиатской политики, ставившей целью снижение влияния Великобритании в Афганистане[11].

— Машину, которая идет в голове пробега, нужно украсить хотя бы одним лозунгом, — сказал Остап. 
И на длинной полоске желтоватой бязи, извлечённой из того же саквояжа, он вывел печатными буквами
коричневую надпись: 
Автопробегом — по бездорожью и разгильдяйству! 
...Как только машина тронулась, плакат выгнулся под напором ветра и приобрел такой лихой вид, что не могло
быть больше сомнений в необходимости грохнуть автопробегом по бездорожью, разгильдяйству, а заодно, может
быть, даже по бюрократизму». 

С 1928 года началось более-менее регулярное строительство дорог. Правда, темпы этого строительства были удручающими. К 1941 году дорог с твёрдым покрытием в СССР было всё ещё менее 100 тысяч километров, а дорог с бетонным покрытием – 7 тысяч километров.

Трасса М53 под Красноярском в октябре 2009

Факт этот совершенно неудивителен, если учесть, что легковой автотранспорт в стране практически отсутствовал, свобода передвижения была практически нулевой, а единственной прикладной целью строительства была прокладка дорог к стратегическим промышленным объектам.

Ближе к началу войны началось строительство рокадных дорог, предназначенных для обеспечения коммуникаций за предполагаемыми линиями фронта.

Более чем скромная довоенная дорожная сеть была сильно повреждена в годы войны. Никаких серьёзных попыток повысить темпы дорожного строительства после войны не предпринималось.[12].

Единственной трассой, которая вела в Сибирь, была Московская почтовая дорога (сегодня это две трассы: М-51 (Челябинск-Новосибирск) и М-53 (Новосибирск-Иркутск)), построенная в 30-е годы XVIII века и пересекавшая Урал[13]. Трасса имела протяжённость более 2 500 километров и ужасающее качество дорожного полотна. Торжественно заасфальтировали М-51 только в 1998 году[14]. В середине 60-х новый МАЗ, вполне возможно, гружёный дефицитным в Сибири щебнем, запросто мог на этой трассе «увязнуть по уши».

В кабине - тьма, напарник третий час молчит,-
Хоть бы кричал, аж зло берет -
Назад пятьсот, пятьсот вперёд,
А он - зубами "Танец с саблями" стучит!

"Танец с саблями" венчал балет "Гаянэ".

«Жил я в Перми на 5-м этаже в гостинице «Центральная». Когда я вспоминаю это время, я снова и снова думаю,
как трудно тогда приходилось людям. Фронту требовались оружие, хлеб, махорка… А в искусстве – пище духовной,
нуждались все – и фронт, и тыл. И мы – артисты и музыканты это понимали и отдавали все свои силы. Около 700
страниц партитуры «Гаянэ» я написал за полгода в холодной гостиничной комнатушке, где стояли пианино,
табуретка, стол и кровать. Мне тем более это дорого, что «Гаянэ» – единственный балет на советскую тему,
который не сходил со сцены четверть века…»,

- вспоминал автор «Гаянэ» Арам Ильич Хачатурян[15].

Тема балета, действительно своеобразна:

Гаянэ, дочь председателя колхоза Ованеса, помогает поймать и обезвредить Неизвестного, тайно проникшего на
территорию Советской Армении с целью выкрасть секреты геологов. В этом ей помогают друзья и любящий Гаянэ
молодой человек Армен. Соперник Армена Гико за невольное содействие врагу расплачивается жизнью. Финал балета
- апофеоз дружбы народов СССР – «Танец с саблями»[16].
Постановка балета "Гаянэ" в Ереване в 1947 году

По непроверенным данным этот танец в 50-х или 60-х попал в Книгу рекордов Гиннеса как самое популярное и наиболее часто исполняемое (если не считать национальных гимнов) музыкальное произведение[17]. "Рекорд" достаточно типичен для Советского Союза.

Мы оба знали про маршрут,

Трассу М-53 размывает и по сей день весенними паводками[18].

Что этот МАЗ на стройках ждут,-

Плакат из журнала 60-х

Ждали МАЗ с огромным нетерпением. Строительство гидростанций было предметом пристального внимания советского народа. Ходу строительства посвящались газетные статьи, радиопередачи, документальные фильмы.

Композитор Александра Пахмутова, поэты Николай Добронравов и Сергей Гребенников, а также исполнители их песен Иосиф Кобзон и Виктор Кохно побывали на стройке Братской ГЭС (1954-1967) в 1963 году. В результате появился цикл песен «Таёжные звёзды», в который вошли три советских хита: «Девчонки танцуют на палубе», «Марчук играет на гитаре» и «Главное, ребята, сердцем не стареть». На Голубом огоньке 1966 года рядом с Н. Рыбниковым и В.Земляникиным исполнитель главной роли в фильме "Карьера Димы Горина" актёр Александр Демьяненко.

Братской ГЭС посвятил свою поэму Е. Евтушенко.

В вошедшем в состав Москвы в 1961 году городе Перово в честь строителей ГЭС в Братскую переименовали Товарищескую улицу.

На перекрытие Енисея при строительстве Красноярской ГЭС (1956-1972) в 1962 году[19][20], откликнулся в 1964 в своей неповторимой манере Юрий Визбор в песне «Рассказ технолога Петухова»: «Зато, говорю, мы делаем ракеты и перекрыли Енисей». Первые агрегаты Красноярской ГЭС были введены в эксплуатацию в 1967 году, только через три года после написания песни, но завершение даже и промежуточного этапа работ было прекрасным информационным поводом.

Социально полезные песни А.Пахмутовой стали неотъемлемой частью советского телеэфира, про «зелёное море тайги» после рязановской «Иронии судьбы…» граждане нашей страны до сих пор часто поют нетрезвыми голосами, а сама Пахмутова, вдохновлённая успехом «Таёжных звёзд», выпустила в 1970 году ещё и «Прощание с Братском».

Поэма Евтушенко, прогремевшая со страниц «Юности» в 1965 году, стала, наверное, последним произведением оттепели. А.Синявский завершил в том же шестьдесят пятом свой строгий разбор поэмы (статья «В защиту пирамиды!») словами:

Идею «веры», вокруг которой вращается большая часть эпизодов «Братской ГЭС», в заключение неплохо было бы
оснастить, дополнить иной идеей, высказанной самим Евтушенко и прозвучавшей в его стихах как своего рода приглашение
новой поэзии к молодому поколению: «Давайте думать».

Давайте думать. Все мы виноваты
В досадности немалых мелочей –
В пустых стихах, в бесчисленных цитатах,
В стандартных окончаниях речей…
Жить не хотим мы так, как ветер дунет.
Мы разберёмся в наших почему.
Великое зовёт. Давайте думать.
Давайте будем равными ему.

Наряду с другими привлекательными качествами нашего автора это приглашение, выражающее дух времени и ставшее
практически девизом многих раздумий современной литературы, позволило Евтушенко в недавние годы нередко выполнять
роль застрельщика, запевалы. Последнего не произошло в поэме «Братская ГЭС». Здесь он, если можно так выразиться,
отстаёт от собственных запросов, занятый разворачиванием темы вширь, тогда как требовалось идти вглубь, думать до
конца, вникать в суть. «Да, ввысь и вглубь – и лишь одновременно!» - призывает он в той же поэме, как всегда разбираясь
в том, что нужно делать, но не справляясь с им же самим осознанной задачей, отклоняясь от неё. Нам остаётся лишь
поддержать поэта  в порыве: «Да, ввысь и вглубь!». Да так, и только так.
Ночное строительство Братской ГЭС

Надеждам А. Синявского было не суждено сбыться. Осенью 1965 года он сам был арестован и в начале 1966-го осуждён. Статья, посвящённая поэме Евтушенко, готовившаяся к публикации «Новым миром», была запрещена. Даже шутливая, без всякого намёка на политику, песня Визбора про «перекрытие Енисея» стала к началу восьмидесятых чуть ли не политическим памфлетом.

В довершение всего в 1967 году вышла книга В.Распутина «Прощание с Матёрой». Прочитав талантливую книгу, загрустили даже самые романтичные строители ГЭС.

Эпоха хрущёвских преобразований подошла к концу, но понадобилось почти десять лет, чтобы сошёл на нет энтузиазм шестидесятых. Проектируемая Саянская ГЭС в 1966 году ещё «стучит в сны» лирическому герою Юрия Визбора, а 1968 году в честь начала строительства Саянской ГЭС на карте Москвы по традиции 60-х появляется Саянская улица.

Песня Визбора вместе с улицей в московском микрорайоне Ивановское остались памятниками никогда не появившейся Саянской ГЭС и ушедшей в прошлое романтике покорения сибирских рек. В процессе строительства крупнейшая в стране ГЭС стала Саяно-Шушенской, справочники стали сообщать, что улица названа так в честь Саянских гор, и только песня как была, так и осталась посвящённой мечте.

Героем семидесятых стал шофёр Высоцкого, далёкий от устремлений строителей сибирских гидростанций 60-х. Его задача - всего лишь доставить машину по назначению. Он не думает о счастье человечества и о миллионах киловатт получаемой энергии. Ему важно, что "этот МАЗ на стройках ждут".

А наше дело - сел, поехал - ночь, полночь!
Ну надо ж так - под Новый год -
Назад пятьсот, пятьсот вперёд,-
Сигналим зря - пурга, и некому помочь!

Погода на трассе самая неприятная – небольшой плюс днём с непролазной грязью и заморозки ближе к вечеру с пургой и снегопадом ночью.

"Глуши мотор,- он говорит,-
Пусть этот МАЗ огнём горит!"
Мол, видишь сам - тут больше нечего ловить.

Мол, видишь сам - кругом пятьсот,
И к ночи точно - занесёт,-

Риск погибнуть в заваленной снегом машине действительно не мал, ведь это уже не тот романтический снег из стихотворения Евтушенко, о котором поётся в «Карьере Димы Горина».

А снег идёт, а снег идёт
И все мерцает и плывёт
За то, что ты в моей судьбе
Спасибо, снег, тебе.

Тут уже так заровняет, что не надо хоронить!..

Романтический герой фильма в исполнении Алексея Баталова

Герои истории – шофёры-дальнобойщики. В «Деле Румянцева» профессия называется «шофёр-дальнорейсовик». Шукшинский Пашка Колокольников из фильма «Живёт такой парень» и Саша Румянцев из фильма Хейфица стоят у истоков возникновения дальнобойной романтики.

Первая в СССР свободная профессия дальнобойщика оказалась одной из немногих переживших перестройку и распад Советского Союза. Основным советским грузовым транспортом был железнодорожный, отчасти поэтому не развивались автодороги, однако, на стройках коммунизма без грузовиков обойтись было нельзя. Понятно, что в отсутствие не только дорожной инфраструктуры, но и в большинстве случаев даже самих дорог, риск на такой работе был выше среднего. Профессия изначально была экстремальной, а значит и романтической.

Я отвечаю: "Не канючь!"
А он - за гаечный за ключ,
И волком смотрит (Он вобще бывает крут),-

Собственно, а может, не так уж неправ был следователь из «Дела Румянцева» на счёт того, кто водителю-дальнобойщику товарищ...

А что ему - кругом пятьсот,
И кто кого переживёт,
Тот и докажет, кто был прав, когда припрут!

Живущий по волчьим законам «кто выжил, тот и прав» дальнобойщик не теряет спокойствия. Лирический герой вполне самодостаточен, но без напарника ему никуда.

С этих строк начинается перекличка с «Песней акына» А. Вознесенского, которую Высоцкий к моменту написания «Дорожной истории» вот уже семь лет пел в спектакле «Антимиры»:

Андрей Вознесенский у таганковской афиши "Антимиров"

Не славы и не коровы,
Не тяжкой короны земной -
Пошли мне, Господь, второго,
Чтоб вытянул петь со мной.

Прошу не любви ворованной,
Не милости на денёк -
Пошли мне, Господь, второго,
Чтоб не был так одинок.

Он был мне больше, чем родня -
Он ел с ладони у меня,-

У Вознесенского:

Чтоб кто-нибудь меня понял
Нечасто, но хоть разок.
Из раненых губ моих поднял
Царапнутый пулей рожок.

А тут глядит в глаза - и холодно спине.
И понял я - кругом пятьсот,
И кто там после разберёт,
Что он забыл, кто я ему и кто он мне!

У Вознесенского:

И пусть мой напарник певчий,
Забыв, что мы сила вдвоём,
Меня, побледнев от соперничества,
Прирежет за общим столом.

Казалось бы – личное дело каждого, что делать, попав в переплёт. Сегодня даже не сразу догадаешься, почему между напарниками кипят такие страсти.

И он ушел куда-то вбок.
Я отпустил, а сам - прилёг,-

Всё просто, у дальнобойщиков старший отвечал за себя, напарника и машину. Соответственно, самовольный уход сменщика был возможен только при его согласии. Не забывая о лёгкости, с которой советская судебная система отправляла за решётку, опасность лирическому герою при любом исходе грозила нешуточная: погибнуть от руки напарника, попасть в тюрьму за то, что разрешил напарнику уйти или погибнуть в машине под снежным заносом.

Мне снился сон про наш "весёлый" наворот:
Что будто вновь кругом пятьсот,
Ищу я выход из ворот,-
Но нет его, есть только вход, и то - не тот.

Выбор лирического героя – это выбор нормального, спокойного и уверенного в себе человека. За ушедшего напарника он рискует свободой, сам рискует жизнью, оставаясь в машине, за которую несёт ответственность (вспомним про героических солдат Зиганшина сотоварищи, не желавших бросать в океане вверенную им баржу). Причём спокойствие его не показное, не каждый сможет заснуть, попав в такой переплёт. Спит лирический герой не сном равнодушного человека, у него и во сне «кругом пятьсот», а вот «есть ли наши», пока неизвестно.

МАЗ-535. Тягач, пришедший на помощь лирическому герою

...Конец простой: пришел тягач,

Речь, скорее всего о МАЗ-535.

И там был трос, и там был врач,
И МАЗ попал куда положено ему,-
И он пришёл - трясётся весь...
А там - опять далёкий рейс,-
Я зла не помню - я опять его возьму!

Дело не только в том, что дальнобойщик из песни должен простить напарника по законам жанра. Нельзя забывать, что дальние рейсы без напарников невозможны. Не возьмёшь этого напарника, другой окажется не лучше. Всепрощение у дальнобойщика – жизненная необходимость.

Высоцкий как бы повторяет последнюю строфу стихотворения Вознесенского и так же, как и Вознесенский выводит песню с сугубо профессиональной орбиты на общечеловеческую.

Прости ему – он до гроба
Одиночеством окружён -
Пошли ему, Бог, второго,
Такого как я и он.

Несмотря на большое количество «дорожных» песен, посвящённых дальнобойщикам[21], модный в 90-х телесериал с неплохой заглавной песней «Високосного года», и даже отличную песню в исполнении Ю.Шевчука (как и у Высоцкого водитель-дальнобойщик ведёт МАЗ, и точно также дождь сменяется в клипе снегом), «Дорожная история» остаётся непревзойдённой шофёрской историей нашей страны в XX веке.

1972

Любопытные факты

  • Одной из составляющих успеха фильма Брат-2 является сюжетная линия, связанная с американским дальнобойщиком Беном, близким по духу герою Сергея Бодрова. Мифотворцу Балабанову очень кстати приходится миф о простых и мужественных парнях – водителях грузовиков, чьему братству нипочём границы между странами, океан и тысячи километров автодорог.

А был бы "Разин" в этот год.
Натура где - Онега, Нарочь?
Всё печки-лавочки, Макарыч!
Такой твой парень не живёт.

  • Да и с Хейфицем Высоцкий был хорошо знаком, снимался у того в «Плохом, хорошем человеке».
  • МКАД - первая российская автомобильная дорога, соответствующая современным стандартам строительства, была сооружена в годы войны как рокада, для обеспечения линии фронта при обороне Москвы

Дороги в России

Суммарная протяжённость автомобильных дорог России сегодня составляет 904,7 тыс. километров, в том числе 759,3 тыс. км дорог с твёрдым покрытием и 145,4 тыс. грунтовых дорог. Протяжённость автомобильных дорог общего пользования составляет 588,7 тыс. км, в том числе с твёрдым покрытием - 537,3 тыс. км (91%), грунтовых - 51,4 тыс. км[22].

При оценке состояния дорог, а не «направлений» нужно, наверное, ориентироваться на цифру 537,3 тысячи километров. Много это или мало?

По мнению специалистов, протяжённость российских дорог должна быть в полтора раза больше, около 1,5 млн. километров[23]. Не будем безоглядно доверять этим специалистам, а сравним характеристики нашей дорожной сети с аналогичными показателями в других странах.

Для справки, общая протяжённость автомобильных дорог США составляет 6,465,799 км.

Мы отстаём от Америки по развитию дорожной сети примерно в 10 раз. Да, плотность населения в России в четыре раза меньше и, казалось бы, с учётом этого фактора, отставание не выглядит таким пугающим. Здесь есть два вопроса.

Вопрос первый, какими темпами идёт дорожное строительство в России? И как развивается ситуация в мире?
Вопрос второй, насколько качество имеющихся и строящихся дорог отличается от мирового?

Дорожное строительство в России и в мире

Приведём данные РБК, основанные на официальных источниках.

"С 2002 по 2010 гг. развитие дорожного хозяйства в России происходило в соответствии с  федеральной целевой
программой "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)". За время действия программы было построено
и реконструировано около 22,5 тыс. км дорог, из которых 4,6 тыс. км - федеральные трассы и 17,9 тыс. км -
региональные.
В последнее время наблюдается стремление по трансформации сети из радиальной в сетевую, озвучены планы по
строительству хордовых дорог и трасс в обход городов, развитию крупных транспортных узлов, а также обеспечению
дорогами регионов Сибири и Дальнего Востока. 
К 2030 году запланировано увеличение плотности дорожной сети общего пользования до 7,9 км на 100 кв. км, что
предусматривает увеличение общей протяжённости дорог в России на 43% по сравнению с 2008 годом. Эти и другие проекты
будут реализовываться в рамках федеральной программы "Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года".

Построив за шесть лет 22,5 тыс. км. дорог (надо думать, речь идёт не только о дорогах с твёрдым покрытием, поэтому показатель находится на уровне 3-4% от общего количества дорог), государство ничтоже сумняшеся планирует построить за последующие 22 года 400 тыс. км. дорог, то есть повысить темпы строительства в 6 раз.

Но и даже при выполнении этого, совершенно фантастического сценария, отставание от Америки (тоже, к слову, не самой густонаселённой страны) практически не изменится, составив не 7, а скажем 6 раз, при условии, конечно, что на данный период Америка дорожное строительство заморозит[24].

Темпы же дорожного строительства в мире поистине грандиозные.

Лидер Китай построил за пятилетку с 2003 по 2008 год 480 тыс. км. дорог, что превышает аналогичный российский показатель более чем в 30 раз и в 5 раз превышает фантастические планы российских чиновников[25]. Отдельного разговора может заслуживать сравнение объёмов и стоимости строительства многополосных дорог[26].

Качество дорог в России и в мире

Состояние автодорожной инфраструктуры России, страны с уровнем доходов выше среднего, оценивается экспертами Всемирного банка на самом низком уровне: по качеству дорог Россия находится на 111 месте в мировом рейтинге – почти в самом конце. Ниже России расположились только Киргизия, Болгария, Украина, Польша и Румыния. Отечественные дороги уступают по качеству казахстанским и азербайджанским, а от лидеров рейтинга – Франции, Германии и Финляндии – Россия отстаёт практически в три раза [27]. Вот какие изображения предлагает посмотреть GOOGLE в ответ на вопрос про качество дорог в разных странах.

Дороги в России

Дороги в Китае

Дороги в США

Ядерная программа в СССР

Первоначальные планы и задачи

После испытания первого образца ядерного оружия в 1949 году, в СССР началась организация атомной промышленности. Перед ней ставилась задача создания стратегического арсенала, не уступающего американскому. Началась «холодная война», про которую написано много и обстоятельно[35]. Предприятия новой индустрии предполагалось развернуть на Урале, в Сибири и на европейской территории страны. Это должны были быть очень энергоемкие производства.

В соответствии с советской ядерной программой были нужны: ракетные ядерные заряды, ядерные бомбы, а также ядерное топливо для подводных ракетоносцев, чтобы те могли как можно дольше находиться в автономном плавании и наносить ответный ядерный удар из непредсказуемых мест.

Ядерное топливо[36] содержит оружейный плутоний (содержащий более 93% изотопа 239Pu), либо обогащённый уран (содержание изотопа 235U по сравнению с изотопом 238U - 90%). Эти два вещества иногда составляют сплав. 235U входит в состав природного урана, но составляет отнюдь не 90%, а всего-навсего 0,72%. 293Pu тоже присутствует в урановой руде в небольших количествах.

Следовательно, первоочередной задачей народного хозяйства стало обогащение урана и получение оружейного плутония. Оба процесса требовали гигантских затрат электроэнергии. Результатом являлся контейнер небольшой массы, способный вызывать ядерный взрыв, либо служить элементом питания для ядерной силовой установки.

На выпуск только одного килограмма оружейного плутония или реакторного урана для подводных атомоходов требовалось затратить порядка нескольких миллионов киловатт-часов электроэнергии. Поэтому наряду со строительством десятков рудников, обогатительных комбинатов и секретных подземных заводов было начато сооружение новых тепловых и гидроэлектростанций.

Поскольку конечный продукт, обогащённое ядерное топливо, не был объёмным и был относительно прост для транспортировки, горнообогатительные комбинаты начали строиться вблизи от естественных источников электроэнергии, сибирских рек Ангары и Енисея. Ангарский электролизный химический комбинат и Железногорский горно-химический комбинат были построены в то же время, что Братская ГЭС и Красноярская ГЭС, потребляя на протяжении многих лет более 90%, генерировавшейся станциями электроэнергии.

Мирный атом

Уже потом, в дополнение к основному назначению, было принято решение построить БрАЗ и КрАЗ – заводы по энергоёмкому производству алюминия. Также как и в других странах была предпринята попытка использования атомной энергии для нужд народного хозяйства. Попробуем теоретически рассчитать выгодно ли это. Для обогащения 1 кг урана до 90% по урану-235 требуется примерно 230 ЕРР[37]. Для обеспечения 1 ЕРР необходимо примерно 2500 кВт-ч электроэнергии. То есть, 5,75*105кВт-ч электроэнергии. 8,19*1013Дж выделяется при сгорании 1 кг урана-235[38], что соответствует примерно 3*106кВт-ч электроэнергии. Вроде разница невелика, но с учётом того, что транспортировка электрической энергии очень затратна и сопряжена с большими потерями, в идее построения АЭС безусловно есть экономический смысл.

Последствия использования атомной энергии

Безусловно, помимо экономического эффекта, есть несколько важных факторов, которые следовало бы принимать во внимание при открытии масштабной, пусть даже исключительно мирной, ядерной программы.

  • Первое, ядерное топливо не вырабатывается полностью при ядерной реакции. Остатки радиоактивных веществ (имеющих, в случае урана-235 период полураспада 700 миллионов лет) могут с меньшей эффективностью использоваться повторно[39], а могут храниться, более или менее загрязняя окружающую среду[40].
  • Второе, велик риск аварии при транспортировке ядерного топлива, аварий при работе АЭС и предприятий по обогащению урана.
  • Третье, строительство мощных ГЭС на равнинных реках является само по себе огромной экологической и человеческой катастрофой. Вдобавок столь мощный источник энергии требует, как показал пример Саяно-Шушенской ГЭС, зачастую недостижимого в нашей стране уровня дисциплины при проектировании, строительстве и эксплуатации.

Конечно, проблемы обогащения урана, вопросы политические, экономические и этические требуют серьёзного исследования и обсуждения. В научном мире ведётся работа по всем этим направлениям[41], вопрос только в том, насколько прислушиваются к этой работе власть предержащие.

Постсоветская эпоха

России достались приличные запасы обогащённого урана, которыми она и принялась торговать, не забывая при этом, естественно, о личных интересах торгующих[42], о том, что без обогащённого урана невозможны ядерные программы тех стран, которые мечтают такие программы запустить, и о том, что даже ядерные отходы могут быть предметом неплохого бизнеса[43].

Книги

Ссылки

  1. М.Цыбульский. На съёмках «Карьеры Димы Горина».
  2. Грамота.ру. Форум. http://forum.gramota.ru/forum/read.php?f=6&i=86&t=62Б
  3. Илья Ильф, Евгений Петров. Фельетоны, статьи, речи Собрание сочинений в 5 томах. Том 3. Издательство "Художественная литература". Москва, 1961 http://lib.ru/ILFPETROV/ilf_fel.txt
  4. Этимология выражения «Загнать за Можай» http://zamozhai.narod.ru/images/zamoz.htm
  5. Википедия. Тамбовский волк тебе товарищ. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BA_%D1%82%D0%B5%D0%B1%D0%B5_%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%89
  6. Искитимский лагерь. http://lojok.orthodoxy.ru/histor/lager_iskitim.htm
  7. А. Вишневский. Вспоминая 37-ой. Лагеря, колонии и тюрьмы. http://www.demoscope.ru/weekly/2007/0313/tema03.php#_FN_29
  8. Рустем Исмагилов. "Стратегический" самосвал "МАЗ-525". http://www.abw.by/archive/232/v-gruz01/
  9. Погоня за императорским призом. История автогонок в дореволюционной России. http://www.off-road-drive.ru/archive/55/Pogonya_za_Imperatorskim_prizom
  10. Википедия. АМО Ф-15. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%9C%D0%9E-%D0%A4-15
  11. Москва-Каракумы-Москва: Автопробег 1933-го. http://echoosha.narod.ru/April10/pobeda.htm
  12. Автомобильные дороги. http://www.zodchii.ws/books/info-771.html
  13. Википедия. Сибирский тракт http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82
  14. Росавтодор. Автодороги Омской области http://rosavtodor.ru/doc/history_new/omsk.htm
  15. А. И. Хачатурян. Балеты. Гаянэ. http://www.khachaturian.am/rus/works/ballets_1.htm
  16. "ГАЯНЭ", балет в 4 актах. Комп. А. И. Хачатурян. http://www.ballet-enc.ru/html/g/ga8n6.html
  17. «Гаянэ». Танец с саблями. http://music.e-publish.ru/p73aa1.html
  18. Новости. 29/04/2010. Размыта трасса М-53. http://www.kolesa38.ru/stories/razmyta-trassa-m-53
  19. Красноярская ГЭС. История строительства. http://www.kges.ru/?q=news/1/147
  20. KrINFO.ru. История Красноярской ГЭС. http://www.krinfo.ru/articles/item/375.Istoriya_Krasnoyarskoi_GES.html
  21. Шофёрские песни. http://gazel2002.narod.ru/music/music.html
  22. Л. Андриенко. Время перемен. Что принесли российским дорогам советские пятилетки. Российская газета. Спецвыпуск — Дороги России. № 5314 от 18 октября 2010 г. http://www.rg.ru/2010/10/18/avtoistoria.html
  23. М. Осин. Даешь автомобилизацию. Перестройка направила российские дороги на рынок. Российская газета. Спецвыпуск — Дороги России. № 5314 от 18 октября 2010 г. http://www.rg.ru/2010/10/18/dorogi.html
  24. РБК. На Россию приходится 3% от протяженности мировых автомобильных дорог http://marketing.rbc.ru/news_research/04/03/2010/562949977677937.shtml
  25. Как строят дороги в Китае. http://www.aprelevka.com/t3481
  26. П. Селезнёв. Развитие дорожной инфраструктуры с использованием сервисных контрактов и концессионных соглашений. 24.12.2009 http://pppcenter.ru/ru/activities/researches/razvitie-dorozhnojj-infrastruktury-s-ispolzovaniem-servisnykh-kontraktov-i-koncessionnykh-soglashenijj
  27. Интересные факты. Всемирный Банк составил рейтинг качества дорог в мире. 25/12/2010 http://www.weirdfacts.org/510-vsemirnyj-bank-sostavil-rejting-kachestva-dorog-v-mire-rossiya-na-pochetnom-111-om-meste/
  28. Newsland. Бездорожный просвет. 10/04/10. http://www.newsland.ru/News/Detail/id/486835/cat/86/
  29. Челябинск вошёл в тройку "антирейтинга" по качеству дорог. 19/12/2010 http://oz74.ru/chelyabinsk-voshel-v-trojku-antirejtinga-po-kachestvu-dorog/
  30. Дорога в Евросоюз. 23/04/08. http://steer.ru/archives/2008/04/23/005817.php
  31. Livejournal. Дороги и транспорт в Китае. http://chirkunov.livejournal.com/281740.html
  32. Форум Roads.ru. Дороги США. http://www.roads.ru/forum/lofiversion/index.php/t21684.html
  33. Американские дороги против российского бездорожья http://www.cottage.ru/articles/focus/148226.html
  34. Американские дороги как воплощённая американская мечта http://venividi.ru/node/9504
  35. Вокруг света. Оружие большого шантажа. №8 (2779), август 2005. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1107/
  36. Википедия. Ядерное топливо. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE
  37. Единица работы разделения (ЕРР) - это энергия, которую нужно затратить для превращения стандартного природного урана в килограмм стандартного энергетического (низкообогащенного) урана при стандартных условиях
  38. Сравнение энергетического выхода реакций горения органического топлива и реакций деления ядер. http://www.ecoatominf.ru/publishs/Help1/Sravntnit.htm
  39. Ядерный топливный цикл. http://www.ecoatominf.ru/publishs/BN800/BN800_6.htm
  40. BABR.RU. Господин Гексафторид-5 или риск без оправдания. Экология, 29.08.2007. http://news.babr.ru/?IDE=39530
  41. IEER.Энергетика и Безопасность № 31. Обогащение урана: факты к содержательной дискуссии о ядерном распространении и атомной энергии. Арджун Макхиджани, Луис Шалмерс и Брайс Смит. http://www.ieer.org/ensec/no-31/no31russ/uenrich.html
  42. Агентство ПроАтом. Г.М.Лукашин, депутат Снежинского городского Собрания, ветеран МАЭП. Явка с повинной. 25/12/2009. http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2110
  43. BABR.RU. Господин Гексафторид-5 или риск без оправдания. Экология, 29.08.2007. http://news.babr.ru/?IDE=39530


История СССР в комментариях к песням В.Высоцкого | Московские фабрики конца XIX - начала XX века | История переименования. Станции московского метро

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты