Антисемиты

Материал из Project36
Перейти к: навигация, поиск
И.Бродский и В.Высоцкий в Нью-Йорке

Зачем мне считаться шпаной и бандитом... (слушать)

Содержание

Текст песни

Текст песни "Антисемиты (Зачем мне считаться шпаной и бандитом...)"

Эпиграф

Автограф стихотворения Владимира Высоцкого «В розоватой заре человечества»[1].
Шуточное завершение эпиграфа про «автора, впавшего в антисемитизм» кажется верным с точностью до знака, скорее автор впал в интернационализм, и на протяжении всей сознательной жизни вопрос национальный волновал его исключительно в контексте вненациональных человеческих судеб (например, чеченцев и ингушей в песне «Летела жизнь»).

В розоватой заре человечества
Много громких великих имён:
Просто дети и дети отечества,
Цезарь, Карл, Ганнибал и Катон.


Были раньше поэты отменные
Плафт, Вергилий, Гомер, Алканой.
Македонский деянья военные
Совершал под счастливой звездой.


Песнопеньям хвалебным не вторю я,
О великих не будет рассказ.
То, о чём умолчала история,
Я поведаю людям сейчас.


В дни, когда все устои уродские
Превращались под силою в прах,
В Риме жили евреи Высоцкие,
Неизвестные в высших кругах.


Стихотворение не окончено, т.к. автор впал в антисемитизм, а дальнейшие сведения о Высоцких погребены в толще веков.



Комментарий

Роль евреев в российской истории конца XIX – начала XX веков была выдающейся. Боровшиеся с переменным успехом весь XIX век за отмену «черты оседлости» и уравнивание себя в правах с остальным населением Российской империи, евреи в результате Февральской революции 1917 года добились упразднения этой самой «черты» и отмены всех дискриминационных законов. Еврейская молодёжь, стремившаяся получить образование и потому прогрессивно настроенная, не только стала передовым отрядом революции, но и с отменой в феврале 1917 всех ограничительных законов обеспечила приток грамотных чиновников в города на смену эмигрировавшему среднему классу царской России, став оплотом нового государства.

Это означало, что процент представленности евреев в органах управления Советского государства был (иногда существенно) выше, чем доля евреев в населении страны. Евреи работали в управлении армией, всеми основными наркоматами, позднее в управлении ГУЛАГом. Несмотря на это, антисемитизма в Советской России практически не было. Советские люди, прошедшие Гражданскую войну, коллективизацию, восстановление хозяйства, а затем и репрессии, были интернационалистами. Интернационализм был одним из основополагающих принципов марксистского государства в противовес национализму большинства европейских стран.

С другой стороны, многие евреи, добившиеся успехов в царской России, были, несмотря на национальную принадлежность, вынуждены эмигрировать в 1917 году после национализации их имущества. Так поступили чаеторговцы Высоцкие и сахарозаводчики Бродские. Их потомкам суждено было достичь успеха на Западе, а однофамильцам стать величайшими поэтами ХХ века в России.

Вольф Шлиомович Высоцкий

Дед же Владимира Высоцкого Вольф Шлиомович был в числе тех, кому революция помогла ассимилироваться и реализоваться в Советском государстве.

Он родился в Брест-Литовске в 1889 году. В 1911 поступил в Киеве на экономическое отделение Коммерческого института. Проучившись два семестра, решил поступить в армию вольноопределяющимся, поскольку в этом случае ему полагался лишь один год действительной службы. Отбыв его в 165-м пехотном Луцком полку и даже удостоившись юбилейной медали в честь 300-летия дома Романовых, Вольф Высоцкий вернулся в институт. В октябре 1917 года он получил диплом и звание кандидата экономических наук второго разряда. Поступил на юридический факультет Киевского университета. Закончив и его, в 1919-м он поступил еще в Киевский институт народного хозяйства (КИНХ). Вероятно, «теоретические» специальности были в послереволюционные годы недостаточно востребованы, а нужно было содержать семью – мать-старуху (отец умер), жену и двоих сыновей. Поэтому Владимир Семёнович Высоцкий (так переписал свое имя-отчество бывший Вольф Шлиомович) стал студентом коммерческо-технического факультета по производственно-промышленному отделению. Он попробовал организовать кустарную мастерскую по производству театрального грима, а во время НЭПа успешно работал на косметическом производстве. С ним сотрудничал брат Леон – видный инженер-химик, тоже учившийся в Киевском коммерческом институте и КИНХе [2].

В 1926 году Высоцкий переехал в Москву и устроился работать на косметическую фабрику «Новый мыловар» (ранее «Ралле и К», затем фабрика «Свобода»). Работал юрисконсультом, коммерческим директором. Именно с эшелоном фабрики «Свобода» уехали в эвакуацию в 1941 году в село Воронцовка Бузулукского района Чкаловской (ныне Оренбургской) области невестка Владимира Семёновича-старшего Нина с внуком Владимиром Высоцким.

Высоцкие, как и большинство советских людей, были интернационалистами. Характерно, что в двухтомном исчерпывающем исследовании истории сосуществования еврейского и русского народов «Двести лет вместе», Александр Солженицын не упомянул ни Владимира Высоцкого, ни Иосифа Бродского. Оба поэта не особенно отождествляли себя ни со своей национальной группой, ни с группой религиозной. Два поколения их родных и близких искренне стремились к ассимиляции и были настоящими «советскими людьми».

Лирический герой песни «Антисемиты» тоже настроен вполне по-советски, молод (самому Высоцкому в момент написания песни 25, у него ещё год до поступления в Театр на Таганке) и ищет своё призвание, хотя и не совсем традиционным способом.

Зачем мне считаться
шпаной и бандитом -

Не имея возможности проявить себя профессионально, нашему герою приходится осваивать общественную активность. В Советском Союзе - это либо антисоциальное поведение («шпана и бандит»), либо поддержание государственных инициатив, направленных, например, против какой-нибудь национальной группы.

Не лучше ль податься
мне в антисемиты:

Антисемитизм – изобретение ХХ века. Как бы ни были сложны взаимоотношения коренного населения различных стран в различные эпохи с Диаспорой, рассеянным народом Израиля, какие бы формы не принимали национальные конфликты с участием евреев (а это были и организация гетто в Восточной Европе в XVI-XVII веках, и изгнание из Англии и Франции в XIII-XIV веках, и «черта оседлости» в России в XIX веке), только в XX веке Гитлер, а за ним Сталин с Хрущёвым стали провоцировать и на государственном уровне поддерживать стихийные проявления антиеврейских настроений. Вопрос лирического героя, не «податься» ли ему «в антисемиты» - это, по сути, вопрос о выборе жизненного пути, но жизненного пути изначально сомнительного с моральной точки зрения, о чём свидетельствует вариант исполнения «не лучше ль пробраться мне в антисемиты»[3].

Дзига Вертов. Энтузиазм. Симфония Донбасса.В некоторых вариантах исполнения вместо «эн-тузиазм» Высоцкий поёт «не-тузиазм», что не только даёт лучшую рифму (на их стороне – поддержка и не), но и создаёт новое слово, своего рода энтузиазм, ориентированный не на созидание, а на разрушение. Иногда вместо «поддержка и энтузиазм миллионов» у Высоцкого «поддержка всех наших двухсот миллионов». Население СССР составляло в 1963 году по данным Госкомстата 223,5 миллиона человек[4]

На их стороне
хоть и нету законов,-
Поддержка и эн-
тузиазм миллионов.

«Энтузиазм» был модным словом в Советском Союзе. Именем энтузиастов, борцов за права трудового народа, было по призыву Луначарского в 1919 году названо Владимирское шоссе. Словосочетание «энтузиазм миллионов» использовалось центральной прессой при описании первых пятилеток, стахановского движения, трудовых подвигов в годы войны, борьбы с послевоенной разрухой. И действительно, энтузиазм был частью советского образа жизни, причём не только на страницах печати. Другое дело, что к началу 60-х революционные настроения уже пошли на спад, а наименее грамотные, но хорошо чувствовавшие конъюнктуру граждане Страны Советов начали испытывать энтузиазм по совсем другим поводам.

Решил я - и, значит,
кому-то быть битым,

Для «трудового» народа, жившего в плохих условиях, виновниками всех бед зачастую выступали соседи и знакомые, добившиеся бОльших успехов в жизни. Среди них герои песен Высоцкого:

«Мой сосед объездил весь Союз»,
«соседа забирают, негодяя, потому что он на Берию похож»,
«очкастый частный собственник в зелёных, серых, белых «Жигулях»,
- это как раз те люди, кому приходилось «быть битым». Первыми в череде таких персонажей неизменно были евреи, всегда выделявшиеся своей предприимчивостью.

Но надо ж узнать,
кто такие семиты,-

Лирический герой приятно удивляет своей любознательностью. По большому счёту, государство всегда старалось и старается уменьшить у граждан желание «узнать, кто такие» таджики, грузины, «семиты» или любые другие объекты государственной «любви».

А вдруг это очень
приличные люди,
А вдруг из-за них мне
чего-нибудь будет!

Фраза про «приличных людей» выдаёт автора-интеллигента и лишний раз подчёркивает его ироничную интонацию. Конечно, у всамделишных антисемитов вопрос о том являются ли евреи «приличными людьми», возникать был не должен. А вот опасность неправильно понять «генеральную линию партии» была куда как более серьёзна.

Ещё в 30-х годах большевики, защищая тех, кто помогли им в первые годы Советской власти, жёстко вели борьбу с антисемитизмом, выгодно отличаясь в глазах мировой общественности от нерешительного царского правительства, так и не отменившего, несмотря на многочисленные попытки, антиеврейских дискриминационных законов. Многие евреи занимали руководящие посты в ВКП (б). Негативно по поводу антисемитизма высказывался сам Сталин, отвечая в 1931 году на запрос американского Еврейского телеграфного агентства, что в те годы фактически исключало любые санкционированные антиеврейские проявления.

Отвечаю на Ваш запрос.
Национальный и расовый шовинизм есть пережиток человеконенавистнических нравов, свойственных периоду каннибализма. Антисемитизм,
как крайняя форма расового шовинизма, является наиболее опасным пережитком каннибализма.
Антисемитизм выгоден эксплуататорам как громоотвод, выводящий капитализм из-под удара трудящихся. Антисемитизм опасен для
трудящихся как ложная тропинка, сбивающая их с правильного пути и приводящая их в джунгли. Поэтому коммунисты как последовательные
интернационалисты не могут не быть непримиримыми и заклятыми врагами антисемитизма.
В СССР строжайше преследуется законом антисемитизм как явление глубоко враждебное Советскому строю. Активные антисемиты караются
по законам СССР смертной казнью. 

И. Сталин
12 января 1931 г., впервые опубликовано в газете “Правда” № 329, 30 ноября 1936 г. [5]

Имеет смысл также вспомнить, что в это же время в Германии уже полным ходом принимались антиеврейские законы, поэтому до войны Советская Россия была в части национальной политики довольно прогрессивным государством. Действительно, ещё за двадцать пять лет до написания песни за антисемитизм могло «чего-нибудь быть».

Но друг и учитель –
алкаш в бакалее -
Сказал, что семиты –
простые евреи.

В хрущёвской России на смену «Дорогому другу, учителю и вождю» приходит «друг и учитель - алкаш в бакалее» с лёгкостью игнорирующий «законы СССР, карающие смертной казнью».

Борис Слуцкий,1953.

Евреи хлеба не сеют,
Евреи в лавках торгуют,
Евреи раньше лысеют,
Евреи больше воруют.

Евреи - люди лихие,
Они солдаты плохие:
Иван воюет в окопе,
Абрам торгует в рабкопе.

Я все это слышал с детства,
Скоро совсем постарею,
Но все никуда не деться
От крика: "Евреи, евреи!"

Не торговавши ни разу,
Не воровавши ни разу,
Ношу в себе, как заразу,
Проклятую эту расу.

Пуля меня миновала,
Чтоб говорили нелживо:
"Евреев не убивало!
Все воротились живы!"

Да это ж такое
везение, братцы,-
Теперь я спокоен –
чего мне бояться!

Парадоксальным образом послевоенная ксенофобия советских людей оказалась направленной на евреев – людей, наиболее сильно пострадавших в ходе войны.

Казалось бы, ничто не предвещало подобного развития событий. Фашисты всерьёз рассчитывали в 1941 году на активное участие советского мирного населения в преследовании и уничтожении евреев на оккупированной территории. Расчёт не оправдался ни в Прибалтике, ни в Белоруссии, ни на Украине, где немецкие карательные отряды формировались в частности из пришедших вместе с немцами отрядов ОУН Степана Бандеры. Наоборот, советское правительство в первую очередь эвакуировало в общей сложности от миллиона до полутора миллионов евреев из прифронтовых территорий в Поволжье и Среднюю Азию.

В итоге первые проявления антисемитизма возникли сначала в Средней Азии и Поволжье, где евреев зачастую размещали в домах выселенных оттуда в начале войны немцев. После войны вернувшимся из эвакуации евреям были не рады уже и на Украине. После освобождения юга СССР в 1944 году, Хрущёв, будучи Председателем Совета Министров Украины говорил: (…) мы объективны: евреи в прошлом совершили немало грехов против украинского народа. Народ ненавидит их за это. На нашей Украине евреи нам не нужны. И, я думаю, для украинских евреев, которые пережили попытки Гитлера истребить их, было бы лучше не возвращаться сюда. Лучше бы они поехали в Биробиджан… Ведь мы здесь на Украине… Понимаете ли Вы? Здесь Украина. И мы не заинтересованы в том, чтобы украинский народ толковал возвращение советской власти, как возвращение евреев (…)[6].

Дополнительной причиной возникновения государственной травли евреев стала успешная деятельность Еврейского антифашистского комитета (ЕАК), собравшего во время войны при помощи международных организаций миллионы долларов для СССР. И, хотя изначально ЕАК создавался как подразделение Совинформбюро, сталинского министерства пропаганды, после войны его деятельность вышла из установленных рамок. Члены ЕАК Михоэлс, Фефер, Маркиш активно занялись подготовкой «Чёрной книги» о жертвах Холокоста, поддерживали активные связи с мировым еврейским движением, продвигали проект о создании еврейской автономии в Крыму, что, вообще-то говоря, противоречило советской интернациональной политике, направленной на ассимиляцию евреев. Открыто поддерживала ЕАК жена Вячеслава Молотова Полина Жемчужина.

Полина Жемчужина, Йованка Тито и Екатерина Фурцева

Активность ЕАК раздражала стареющего Сталина. Кажется правдоподобной версия о том, что кто-то из окружения Сталина, пользуясь нарастающей ксенофобией и подозрительностью вождя, дал понять, что евреи угрожают его личной безопасности:

В конце 1947 года беспокойство Сталина вызвали публикации на Западе, содержащие некоторые подробности семейной жизни Сталина, в частности факта самоубийства его второй жены Надежды Аллилуевой, о котором было известно весьма узкому кругу лиц. МГБ СССР по заданию Сталина стало прослушивать квартиры и телефоны всех основных родственников Сталина, устанавливались их контакты и связи. Вскоре, в декабре 1947 года, были арестованы Евгения Аллилуева и её муж Николай Молочников, а также Анна Аллилуева. Согласно материалам следственного дела Аллилуевых—Молочниковых, изучавшихся известным историком антисемитизма Костырченко, данные о семье Сталина шли за границу по двум каналам: через старшую дочь Евгении Аллилуевой — Киру Павловну и поддерживавшего с ней дружеские отношения работника посольства США В. В. Зайцева, а также через друзей Молочникова — Исаака Гольдштейна и Захара Гринберга. Те дали показания, что собирали информацию о семье Сталина по заданию Соломона Михоэлса — знаменитого артиста и председателя Еврейского антифашистского комитета. По предположению Костырченко именно доклад МГБ об этих фактах и послужил причиной распоряжения Сталина о ликвидации Михоэлса[7]

Соломон Михоэлс был убит в январе 1948 года, затем начался разгром ЕАК, его руководители были расстреляны 12 августа 1952. В 1948 году были арестованы жёны-еврейки ближайших соратников Сталина: Молотова, Андреева и Поскрёбышева. Дело врачей, начавшееся в 1953 году с ареста двоюродного брата С. Михоэлса военного врача М.С. Вовси, носило уже откровенно антисемитский характер. И, хотя после смерти Сталина Дело врачей было закрыто за отсутствием состава преступления, с этого момента антисемитизм в СССР стал общественным явлением, и можно было не бояться прослыть антисемитом.

Альберт Эйнштейн в США с Исааком Фефером и Соломоном Михоэлсом
Я долго крепился,

ведь благоговейно
Всегда относился
к Альберту Эйнштейну.

Надо сказать, что не только лирический герой, но и советская пропаганда положительно относилась к Эйнштейну, активному участнику мирового еврейского движения. Эйнштейн, не будучи политиком, был, тем не менее, человеком с гуманистической и весьма аргументированной общественной позицией. Он занимался по мере возможности проблемами евреев, активно поддерживал движение по созданию еврейского государства, даже получил предложение стать его президентом. Его авторитет способствовал сбору средств для России, организованному «Джойнтом» по просьбе ЕАК в 1941 году (16 миллионов долларов только в США).

Ко всему прочему, понимая, что до войны антисемитизм в СССР фактически отсутствовал, Эйнштейн сознательно отказывался от критики Советской власти и не подписывал писем, осуждавших преступления Сталина, предпочитая даже после войны использовать свой авторитет для критики действий членов американского правительства, провоцировавших Холодную войну.

(…) «не вызывает сомнений, - писал он - что военная мощь США в настоящее время намного больше, чем мощь Советской России. Поэтому было бы явным безумием, если бы русские стали сейчас искать войны… Я вовсе не слеп по отношению к серьёзным слабостям российской системы правления и не хотел бы жить под таким правлением. Но их система обладает, с другой стороны, большими достоинствами, и трудно сказать, смогли ли бы русские выжить, придерживаясь более мягких методов» (…)[8].

Такая позиция, в общем, противоречила общественному мнению Соединённых Штатов, однако, Эйнштейн был достаточно независимым человеком, чтобы иметь собственное мнение, что, в частности, вызывало «благоговейное отношение» к нему советского обывателя.

Маркс и Линкольн. Неоконченная революция
Народ мне простит, но

спрошу я невольно:
Куда отнести мне
Абрама Линкольна?

Жаклин Кеннеди и Нина Хрущева
22 ноября 1963 года был убит президент США Джон Кеннеди. Сложные взаимоотношения с СССР и лично с Н.С.Хрущёвым, Карибский кризис 1962 года, едва не закончившийся ядерной войной, в последний год правления Кеннеди, сменились потеплением, редкий случай, когда к президенту США в СССР официально относились с симпатией. Не самый популярный среди американцев президент был очень созвучен советской оттепели и широко известен наряду с Фиделем Кастро и Че Геварой.

Трагедия 1963 напомнила ещё об одном убийстве столетней давности. Наёмный убийца застрелил в 1865 году 16-го президента США Авраама Линкольна, защитника прав рабов и объединителя нации. Это произошло всего через несколько дней после капитуляции рабовладельческого Юга и окончания Гражданской войны 1861-1865 годов.

Конечно, нельзя забывать, что при жизни Линкольна обвиняли в связях с евреями из-за серьёзного влияния войны между Севером и Югом на экономику Европы (в истории самой Европы начиная с XII века достаточно примеров дискриминации евреев именно по экономическим причинам). Впрочем, Гражданская война и борьба с рабством привели к появлению у Линкольна такого количества недоброжелателей, что, безусловно, обвинение в связи с евреями особенно не выделялось среди прочих, направляемых в его адрес.

С другой стороны, Карл Маркс в своём восторженном письме Линкольну в связи с избранием того на второй президентский срок говорил: «<…>Рабочие Европы твердо верят, что, подобно тому, как американская война за независимость положила начало эре господства буржуазии, так американская война против рабства положит начало эре господства рабочего класса. Предвестие грядущей эпохи они усматривают в том, что на Авраама Линкольна, честного сына рабочего класса, пал жребий провести свою страну сквозь беспримерные бои за освобождение порабощенной расы и преобразование общественного строя <…>»[9].

Однако слабо верится, что европейские рабочие XIX века, чьё благосостояние снижалось с каждым днём Гражданской войны в США (европейские производители теряли заокеанские рынки сбыта), так уж горячо выступали против рабовладения и на стороне Линкольна, последовательного сторонника войны до победного конца.

А уж в середине XX века среди рабочих в СССР расистов и антисемитов было куда больше, чем знатоков американской истории середины XIX века. Соответственно, вопрос о том, к какой национальной группе отнести самого «Абрама Линкольна» становился вполне резонным. Первым и, похоже, единственным, что говорило о якобы еврейском происхождении Линкольна, было имя. Впрочем, для граждан Советского Союза имя Абрам (сознательно заменившее в песне библейского Авраама) являлось достаточным доказательством принадлежности его владельца к иудейскому народу.

Алексей Каплер (в центре) в годы войны
Средь них - пострадавший

от Сталина Каплер,

Алексей (Лазарь) Яковлевич Каплер был одним из тех, кто стал жертвой личного антисемитизма товарища Сталина. Преуспевающий сценарист («Ленин в Октябре», 1937 и «Ленин в 1918 году», 1939), Люся (так звали его друзья), начал осенью 1942 года ухаживать за дочкой Сталина Светланой, в то время ещё школьницей.

В декабре в «Правде» было опубликовано «Письмо лейтенанта Л. Из Сталинграда», обращённое к возлюбленной.

Вспоминает Светлана Аллилуева: (…) 3-го марта утром, когда я собиралась в школу, неожиданно домой приехал отец, что было совершенно необычно. Он прошел своим быстрым шагом прямо в мою комнату, где от одного его взгляда окаменела моя няня, да так и приросла к полу в углу комнаты... Я никогда еще не видела отца таким. Обычно сдержанный и на слова и на эмоции, он задыхался от гнева, он едва мог говорить: "Где, где это всё? - выговорил он, - где все эти письма твоего писателя?"

Нельзя передать, с каким презрением выговорил он слово "писатель"... "Мне всё известно! Все твои телефонные разговоры - вот они, здесь! - он похлопал себя рукой по карману, - Ну! Давай сюда! Твой Каплер – английский шпион, он арестован!"

Сталин с дочерью Светланой, 1932-36
Я достала из своего стола все Люсины записи и фотографии с его надписями, которые он привёз мне из Сталинграда. Тут были и его записные книжки, и наброски рассказов, и один новый сценарий о Шостаковиче. Тут было и длинное печальное прощальное письмо Люси, которое он дал мне в день рождения - на память о нём.

"А я люблю его!" - сказала, наконец, я, обретя дар речи. "Любишь!" - выкрикнул отец с невыразимой злостью к самому этому слову - и я получила две пощёчины, - впервые в своей жизни. "Подумайте, няня, до чего она дошла!" - он не мог больше сдерживаться, - "Идёт такая война, а она занята....!" и он произнёс грубые мужицкие слова, - других слов он не находил... "Нет, нет, нет" - повторяла моя няня, стоя в углу и отмахиваясь от чего-то страшного пухлой своей рукой, - "Нет, нет, нет!" "Как так - нет?!" - не унимался отец, хотя после пощёчин он уже выдохся и стал говорить спокойнее, - "Как так нет, я всё знаю!"

И, взглянув на меня, произнёс то, что сразило меня наповал: "Ты бы посмотрела на себя - кому ты нужна?! У него кругом бабы, дура!" И ушёл к себе в столовую, забрав всё, чтобы прочитать своими глазами.

Алексей Каплер - ведущий кинопанорамы
У меня всё было сломано в душе. Последние его слова попали в точку. Можно было бы безрезультатно пытаться очернить в моих глазах

Люсю - это не имело бы успеха. Но, когда мне сказали - "Посмотри на себя" - тут я поняла, что действительно, кому могла быть я нужна? Разве мог Люся всерьёз полюбить меня? Зачем я была нужна ему? Фразу о том, что "твой Каплер - английский шпион" я даже как-то не осознала сразу. И только лишь, машинально продолжая собираться в школу, поняла, наконец, что произошло с Люсей... Но всё это было как во сне. Как во сне я вернулась из школы. "Зайди в столовую к папе" - сказали мне. Я пошла молча. Отец рвал и бросал в корзину мои письма и фотографии.

"Писатель!" - бормотал он. - "Не умеет толком писать по-русски! Уж не могла себе русского найти!" То, что Каплер - еврей раздражало его, кажется, больше всего (…)[10]

Каплер, отбыв положенные пять лет на лёгких работах в Воркуте, имел после освобождения в 1948 году наглость нарушить режим ссыльнопоселенца и вернуться в Москву. В повторной ссылке в Инте Каплер познакомился с бывшими студентами ВГИКа Дунским и Фридом, рассказал им свою историю, которая после реабилитации в 1956 году стала известна среди прочих их друзей и Высоцкому.

В 1964, когда писалась песня «Антисемиты», Дунский с Фридом ещё не стали знаменитыми авторами сценариев к фильмам «Служили два товарища» и «Сказ о том, как царь Пётр арапа женил», в которых Высоцкий сыграет знаковые для него роли, а Каплер ещё не был всесоюзно известным ведущим «Кинопанорамы». Пострадавших от антисемитизма было к тому времени уже достаточно, пострадавших от Сталина тоже, но евреем, лично «пострадавшим от Сталина» на романтической почве, был, похоже, только Алексей Каплер.

Уинстон Черчилль и Чарльз Спенсер Чаплин
Средь них - уважаемый

мной Чарли Чаплин,

После выхода на экраны в 1940 году фильма «Великий диктатор» нацистская пропаганда начала называть Чаплина евреем. На что сам Чаплин заявлял «Я не еврей, во мне нет ни капли еврейской крови. Но если бы я им был, то не подумал бы скрывать этот факт. Я бы гордился этим»[11].

В Америке же, ещё в ходе съёмок «Великого диктатора» Чаплина просили отказаться от производства фильма, уверяя, что он никогда не будет показан ни в Англии, ни в США, поскольку в то время Америка ещё не вступила в войну с Германией и спецслужбы небезосновательно полагали, что выход картины на экраны может ухудшить отношения между странами. Когда фильм всё-таки вышел осенью 1940 года, более чем за год до объявления Германией войны Америке, Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности начала изучать деятельность Чаплина, в частности проявляя интерес к его национальной принадлежности[12].

Подобные расследования не могли остановить общественную деятельность Чаплина. Выступая на митинге, посвящённом годовщине нападения Германии на Советский Союз, 22 июня 1942 года Чаплин сказал:

«Народ спрашивает: «Кто эти коммунисты? Это люди, которые умирали тысячами – правда, не за наши идеалы, а за свои, но всё же тысячами. Спрашивают также: «Что будет после войны? Затопит ли коммунизм весь мир? Мой ответ на это: «И что же?»… Мы не хотим вернуться к тому положению, когда несколько человек, получающих сотни миллионов долларов от дела, в котором они ничего не понимают, стоят выше рядовых честных людей… Я не знаю, что такое коммунизм, но если он создаёт людей, подобных тем, которые сражаются на русском фронте, - мы должны уважать его. Настало время отбросить всякую клевету, потому что они отдают свою жизнь и кровь за то, чтобы мы могли жить. Нам следовало бы отдать не только наши деньги, но всю духовную способность к дружбе, которой мы обладаем, чтобы помочь им»[13].

После войны Чаплина обвиняли в содействии коммунистам[14]. В результате, выехавшему в 1952 году в Великобританию для продвижения фильма «Огни рампы» Чаплину запретили вернуться в США, аннулировали визу, а фильм не пустили в прокат. Этот факт, конечно, был использован советской пропагандой. Картины Чаплина с успехом показывались в послевоенной Москве, а для советского человека он навсегда стал не только Малышом Чарли, но и «уважаемым Чарли Чаплиным».

Евгения Уралова, Александр Митта ("друг Рабинович") и Юрий Визбор в к/ф Марлена Хуциева «Июльский дождь», 1966
Мой друг Рабинович

Еврей в советском анекдоте всегда носил фамилию Рабинович. В Мурке, исполнявшейся среди прочих ранних песен Высоцким, «пошли на дело я и Рабинович». Но и в реальной жизни среди друзей Высоцкого было как минимум два обладателя знаменитой фамилии.

Из воспоминаний Александра Митты: (…) На самом деле, фамилия Митта только частично мне принадлежит. А родился я под фамилией Рабинович. Отец мой Рабинович и семья вся была Рабиновичи. Нормальная такая московская еврейская семья, практически полностью расстрелянная в 37-м году (…)[15]

(…) Возможно, впервые мы встретились у Марлена Хуциева на Подсосенском, 7. Марлен только начинал как режиссёр, но был вполне легендарной личностью. Нам было интересно собраться у него, просто поболтать. Он жил в небольшой полутёмной квартире, но она казалась нам огромной. Ставили бутылку водки, большую миску картошки. Появлялись Тарковский и Шукшин, проходившие у Хуциева практику (а Шукшин еще и снимался у него в картине «Два Фёдора»), Гена Шпаликов... Среди других бывал и Володя. Он был живой, контактный. Никакой особой гениальности в нём, естественно, ещё не просматривалось, но прекрасно пел: песни уже были. Заходил с гитарой, мы сидели, говорили, потом он немного пел, затем опять шли разговоры. В нашей компании все были распираемы идеями.

Володя появлялся там довольно регулярно, но не исключено, что мы всё-таки познакомились у Дунского и Фрида. Володя очень их любил, тем более — они долго сидели. Попали в лагеря ни за что ни про что, когда были студентами ВГИКа, и отстолбили полный срок вместе с Алексеем Яковлевичем Каплером. Ребята тоже чрезвычайно симпатизировали Володе. Он заходил в их хлебосольную квартиру на улице Черняховского, бывал там и я (…)[16]

Ещё одним Рабиновичем был организатор концертов Высоцкого, его двоюродный дядя, Павел Леонидов. В общем, в 1964 году у столичного жителя обычно имелся «друг Рабинович».

и жертвы фашизма,

Уже говорилось, что немцы в начале 1941 года, планируя нападение на СССР, рассчитывали на поддержку местного населения в борьбе с жидами-комиссарами. По сути дела кое-что им удалось в Литве, существенно меньше в Латвии. В Белоруссии и Эстонии поддержки местного населения они не получили. На Украине в расправах над евреями принимали участие привезённые из Польши бандеровцы (ОУН), но никак не местное население.

Предчувствуя незавидную судьбу евреев на оккупированной территории, Советская власть, при поддержке местного населения, отправляла в первую очередь в эвакуацию в Среднюю Азию и Поволжье именно евреев. Согласно Солженицыну удалось спастись более чем миллиону человек. Остальных ждали концлагеря и Бабий Яр. В годы войны было убито более двух миллионов евреев, примерно половина еврейского населения Советского Союза. Конечно, страдания евреев в ходе войны вызывали сочувствие советских людей.

Другое дело, что когда при отступлении немецких войск в 1943 году, была дана команда на полное истребление, содержавшихся в концентрационных лагерях евреев, а жителям освобождаемых областей немцы угрожали расстрелом за их укрывательство, существенной помощи от местного населения евреи не получали. Солженицын в «Двухстах годах вместе» объясняет это, впрочем, никаким не антисемитизмом, а (…) накопившейся за годы советского режима покорностью населения властям, привычкой подчиняться и ни во что не вмешиваться (…) [6].

И даже осново-
положник марксизма.

Марксизм – официальная идеология Страны Советов, будучи движением интернационалистов, как это ни странно, изначально нёс в себе предпосылки для возникновения в СССР антисемитизма. Марксизм как политическое течение декларировал ведущую роль пролетариата не только в ходе революции, но и в новом социалистическом обществе. Однако фактически среди большевиков было мало рабочих, но много евреев, получивших в феврале 1917 возможность проявить себя за пределами черты оседлости. Более образованные, стремившиеся к знаниям, карьерному росту и самореализации, евреи, в годы, следовавшие за революцией, многого достигли, чем практически сразу вызвали недовольство пролетариев.

Масла в огонь добавляла высокая представленность евреев в руководстве ВКП(б), армии, ГУЛАГа, где роль их часто была неприглядной. Актуальными для России 20-30-х годов оказались слова Маркса, сказанные им по совсем другому поводу: (…) мы обнаруживаем в еврействе проявление общего современного антисоциального элемента, доведенного до нынешней своей ступени историческим развитием, в котором евреи приняли, в этом дурном направлении, ревностное участие (…)[17]. Впрочем, большевики вплоть до начала войны сдерживали и даже жёстко подавляли антисемитские настроения, им в первые годы Советской власти было важно защитить новый средний класс. Однако критический момент становления нового государства прошёл, репрессии, война и послевоенные антиеврейские кампании создали предпосылки для возникновения антисемитизма.

Н.Бердяев писал в статье «Христианство и антисемитизм»: (...) Поразительно, что К. Маркс, еврей и социалист, был в известном смысле антисемит. В своей статье по еврейскому вопросу, которая многих смущает, он признал евреев носителями мировой капиталистической эксплуатации. Революционный антисемитизм Маркса, между прочим, опровергает легенду о мировом еврейском заговоре. Маркс и Ротшильд, оба евреи, непримиримые враги, и в одном заговоре участвовать не могут. Маркс боролся против власти капитала, в том числе и еврейского капитала (…)[18].

Впрочем, обывателю никогда не было интересно, против чего боролся Маркс. Наоборот, национальная принадлежность «основоположника марксизма» вызывала живой интерес.

Ритуальное убийство младенца в XV веке
Но тот же алкаш

мне сказал после дельца,
Что пьют они кровь
христианских младенцев;

Обвинение евреев в использовании крови христианских младенцев в своих ритуалах (пропитывание кровью пасхальной мацы) появилось практически в одно время с возникновением христианства. Возникнув в Египте, затем распространившись в Риме и Византии, к XII веку кровавый навет достиг Англии, где в 1144 году в Норвиче евреев обвинили в ритуальном убийстве христианского мальчика. По стране распространились слухи о том, что ребёнок был убит согласно «кровавому пасхальному ритуалу». После обнаружения тела мальчика без признаков насильственной смерти, он был объявлен святым.

В дальнейшем, на протяжении семисот лет евреев обвиняли в убийстве младенцев с завидной периодичностью[19]. При этом кровавый навет во многих случаях был лишь прикрытием для ограбления евреев. Например, об этом пишет кардинал Ганганелли, приводя текст письма дожа Венеции к правителю Падуи от 22 апреля 1475 г.: «Мы убеждены, что этот слух об убийстве мальчика вымышлен и вымышлен с определёнными целями… слух, будто евреи убили христианского мальчика, лишён всякого основания и был только способом, чтобы выжать из этих несчастных деньги». [20]

По мере переселения евреев на восток Европы, туда же (в Венгрию, Богемию, Речь Посполитую, Грузию) перемещались и легенды о кровавых иудейских ритуалах.

После раздела Речи Посполитой и присоединения Екатериной II большой её части (в дальнейшем печально известной как «черта оседлости») к Российской империи, преследования евреев начались и в России.

Апофеозом антиеврейских настроений в Российской империи стало Дело Бейлиса, судебный процесс по обвинению еврея Менахема Менделя Бейлиса в ритуальном убийстве 12-летнего ученика приготовительного класса Киево-Софийского духовного училища Андрея Ющинского 12 марта 1911 года.

Процесс состоялся в Киеве 25 сентября — 28 октября 1913 года и сопровождался, с одной стороны, активной антисемитской кампанией, а с другой — общественными протестами всероссийского и мирового масштаба. Бейлис был оправдан.

Сама суть обвинений отражала отсталость и дикость страны. На проходившем за двадцать лет до этого в 1894 году во Франции процессе, который сопровождался волной антисемитских высказываний, еврея Дрейфуса обвиняли в государственной измене, но никак не в исполнении нечеловеческих обрядов.

Процесс Бейлиса завершился торжеством прогрессивных сил (за тем характерным для России исключением, что истинные виновники преступления не были найдены). Был в России и свой Эмиль Золя, писатель и общественный деятель Владимир Короленко. Глубину противоречий Российского общества начала ХХ века только подтвердило убийство евреем Дмитрием Богровым премьера Столыпина за неделю до начала процесса.

Новые обвинения в ритуальных жертвоприношениях появились после Великой Отечественной войны, когда во второй половине 1950-х и в 1960-е годы в средствах массовой информации стала разворачиваться антиизраильская пропаганда. Достаточно быстро она приняла антисемитский характер и содействовала возобновлению травли евреев, прямо или косвенно связанной с кровавым наветом. Обвинения в употреблении крови иноверцев в ритуальных целях исходили, как правило, от представителей тёмных, невежественных слоёв населения. Власти, однако, старались их как бы не замечать. Так было, например, в Узбекистане (в Маргелане и Ташкенте в 1961 – 1962 годах), на территории Грузии (в Цхалтубо в 1963 году и в Кутаиси в 1965 году)[21].

Интересный взгляд на «кровавый навет» высказала представительница немецкой школы «психоистории» М. Шульц. Согласно её мнению, средневековые обвинения в ритуальном убийстве непосредственно связаны с исторической динамикой отношения общества к детям. Кровавый навет и сходные с ним легенды появляются в те эпохи, когда традиционно пренебрежительное отношение к детям сменяется отчётливо выраженным беспокойством за жизнь и здоровье ребёнка. Если в такой ситуации общество сталкивается с этническим или социальным меньшинством, где детям уделяется больше внимания и заботы, «у большинства возникает чувство вины, от которого необходимо избавиться. Это избавление достигается посредством проекции на другую группу, по отношению к которой ощущается неполноценность». Такая ситуация и приводит к появлению легенд об убийстве и ритуальном жертвоприношении детей[22]. Может быть, всплеск беспокойства за своих детей пришёлся в нашей стране на начало 60-х, в то время как евреи, известные более внимательным отношением к детям, немедленно получили в свой адрес обвинение: «пьют они кровь христианских младенцев».

И как-то в пивной
мне ребята сказали,
Что очень давно
они бога распяли!

По аналогии с христианскими младенцами «ребятам в пивной» не очень интересно, что Христа, собственно, распяли римляне.

Марки к 100-летию Московского зоопарка
Им кровушки надо –

они по запарке
Замучили, гады,
слона в зоопарке!

Как почти всегда у Высоцкого за фразой реальная история. Вообще, факты гибели слонов в зоопарках не редки и по сей день. В 1964 году, надо думать, официальная пропаганда много внимания уделяла столетию Московского зоопарка.

Соответственно на страницах печати и на экранах телевизоров появлялись многочисленные истории про обитающих в неволе животных. Вот одна из историй про жизнь слонов в харьковском зоопарке:

(…) Первое время ни залитая солнцем вольера, ни теплая вода в бассейне, ни обильный и разнообразный корм не радовали Бак-Запа, он скучал в неволе. Постепенно слон привыкал и к новым людям, и к новой пище, и к новой подруге.

Разделённые вначале металлической решеткой, слоны старались держаться как можно ближе друг к другу. Когда, наконец, открыли двери, Бак-Зап пересёк запретную зону и, приблизившись к Майе, обвил свой хобот вокруг хобота слонихи… Спустя год у Майи начали проявляться признаки беременности. Слоновожатый Ефим Яковлевич Бабанец, ветврачи, зоотехники и рабочие каждый по-своему вели наблюдение за слонихой. После двадцати с половиной месяцев беременности 6 июля 1958 года на свет появилась малышка тёмно-бурого цвета. Новорожденную назвали Харьковчанкой. Кстати, это был четвертый случай размножения слонов в зоопарках Советского Союза. До этого два слоненка появились на свет в Московском зоопарке (в 1948 и 1952 годах), один — в Ленинградском.

Слониха Харьковчанка
Посетители зоопарка с удовольствием наблюдали, как резвилась неугомонная Харьковчанка. Она любила играть с рабочей

Марией Эверлинг в прятки, обожала вырывать у нее из рук веточный корм. В жаркие дни Харьковчанку обливали водой из брандспойта. С искренним удовольствием она поворачивалась то одним, то другим боком, сгибала и разгибала хобот и лукаво щурила глаза. Посетители от души смеялись, когда Харьковчанка ловко выхватывала шланг у зазевавшегося слоновожатого, и сильная струя воды лилась на головы людей.

Харьковчанка давно хотела познакомиться с отцом. Однажды, тихо прошмыгнув между рельсами, она вышла за барьер и очутилась в вольере Бак-Запа. Слон пришел в неописуемую ярость и, как лавина, с выставленными вперед бивнями бросился на малышку и ударил с разбега. Харьковчанка задрожала всем телом и рухнула на землю.

Работница Мария Эверлинг и слоновожатый Ефим Бабанец бережно подняли израненную и испуганную Харьковчанку и перенесли ее в клетку матери. Малышка жалобно пищала и терлась о жесткую кожу матери. Ветврач Мария Ипатьевна Юшко установила, что у пострадавшей глубокая рваная рана в паху и серьезная травма в области почек. К сожалению, от этой травмы Харьковчанка так и не смогла оправиться и в марте 1963 года скончалась. Она прожила всего 4 года и 8 месяцев и, как показало вскрытие, погибла от заболевания почек (…)[23].

Стоит ли говорить, что сомнений в национальности Ефима Бабанца и Марии Эверлинг быть не могло.

Украли, я знаю,
они у народа
Весь хлеб урожая
минувшего года!

В неудачном для отечественного сельского хозяйства 1963 году Советский Союз впервые был вынужден импортировать зерно из Канады и Австралии. Как водится, причин имелось несколько.

Во-первых, Хрущёв снял жёсткие ограничения на внутреннее потребление зерна, действовавшие при Сталине, то есть перестал держать население на грани голода. С другой стороны, страны Восточной Европы требовали всё большего экономического внимания, поэтому структура экспорта зерна изменилась в пользу социалистических стран, в ущерб странам капиталистическим, платившим за зерно в твёрдой валюте[24].

Во-вторых, в 1963 году пришлось расплачиваться за государственную сельскохозяйственную политику, проводимую ещё со времён коллективизации.

(…) В качестве первого примера можно привести расширение посевов пшеницы за счет сокращения посевов ржи. В сельском хозяйстве Российской империи 19-го века рожь занимала наибольшие посевные площади и лишь развитие земледелия во вновь осваиваемых районах Причерноморья и Северного Кавказа повлекло за собой интенсивное увеличение засеваемых пшеницей площадей. В 1900 году на 24 миллиона десятин посевов ржи приходилось 15 миллионов десятин пшеницы, в 1910 году пшеница впервые немного обошла рожь по этому показателю, в 1914 году под обеими культурами было примерно по 29 миллионов десятин.

Перед советским сельским хозяйством после коллективизации встала первоочередная задача - прокормить быстро увеличивавшееся городское население. В этих условиях напрашивался выбор в пользу пшеницы, превосходящей рожь по степени питательности: в одном и том же количестве зерна пшеницы и ржи содержится 12.1 и 8.3 процента перевариваемого белка соответственно. В результате посевы пшеницы достигли к 1940 году 40.3 млн. га, к 1960 году - 60.4 млн. га и к 1965 году - 70.2 млн га. Рожью засевали в 1940-м - 23.3, в 1960-м - 16.2, в 1965-м - 16.0 млн га. Но пшеница - более теплолюбивое и влаголюбивое растение, нежели рожь и продвижение границы посевов пшеницы на север лишь увеличивало степень риска в советском зерновом хозяйстве. Преодоление этих рисков советским чиновникам виделось в том, что впоследствии селекционерами будут получены морозоустойчивые и влагонеприхотливые сорта пшеницы (такие обещания давались со времен Трофима Лысенко), но удовлетворительно решить эту задачу так и не удалось (…)

(…) Другой пример - директивное засевание одним и тем же сортом пшеницы миллионов гектаров посевов. Поскольку различные сорта пшеницы по-разному реагируют на изменение внешних условий, то для фермерского сельского хозяйства характерно стремление застраховать себя от капризов погоды путем посева различных сортов. Однородные же миллионные советские посевы и гибли миллионами (…)[25].

Неурожай 1963 года ударил в первую очередь по пшенице (было произведено 49,7 млн. тонн по сравнению с 71 млн. тонн в 1962 году). Урожаи ржи, кукурузы, овса упали не так сильно, но в структуре производства их процент был уже невелик, поэтому скомпенсировать недостаток пшеницы они не смогли. Дефицит кормов привел к массовому забою скота. Поголовье свиней сократилось на 50% в течение нескольких месяцев, овец - на 16%, крупного рогатого скота - на 2%. Производство масла упало на 7%, производство молока и яиц также снизилось по сравнению с 1962 годом.

Ролан Быков в роли Хрущёва в фильме «Серые волки»

Политические оппоненты Хрущёва смогли использовать проблемы 1963 года для его устранения в 1964-ом. Появился анекдот: «Какая самая модная мужская причёска? – «Хрущёвская», или «Урожай 1963 года».

Евреи, к позднехрущёвским сельскохозяйственным проблемам отношения не имели уже совсем никакого. Последним советским евреем-руководителем сельского хозяйства был расстрелянный в 1937 году за 25 лет до описываемых событий Моисей Калманович. Обвинение в «краже урожая минувшего года» предъявляется примерно на уровне дворовой частушки: «если в кране нет воды, воду выпили жиды».

По Курской, Казанской
железной дороге
Построили дачи –
живут там как боги...

Построенные во второй половине XIX века Рязанская (теперь Казанская), а также Нижегородская и Курская (теперь объединены в Курскую) железные дороги были символами промышленного развития России. По Рязанской железной дороге, изначально строившейся как грузовая, доставлялось сырьё на московские текстильные фабрики, Нижегородская обеспечивала поставку нефти из Баку, по Курской в Москву завозился уголь.

В строительстве приняли участие лучшие предприниматели и инженеры, как из России, так и из-за рубежа: русские, англичане, немцы, евреи. Вдоль дорог начали расти дачные посёлки, спрос на участки в которых создавали не только и не столько строители этих дорог, а скорее руководители промышленных предприятий, в интересах которых эти дороги строились.

«По Курской» железной дороге располагался первый в России дачный посёлке Новогиреево. «По Казанской» были построены Кратово, Красково, Малаховка. При расширении дачного строительства и повышении доступности дачного отдыха, всё больше москвичей стали покупать или снимать на лето дачи. После Февральской революции и отмены весной 1917 законов, запрещавших евреям селиться в Центральной России, в подмосковных дачных посёлках стали образовываться еврейские общины (самая известная, благодаря Марку Шагалу, в Малаховке). Снять комнату в дачном посёлке для приехавших в столицу уроженцев «черты оседлости» было гораздо дешевле, чем в Москве. В начале XX века в Летнем театре в Малаховке пел Шаляпин, дебютировала Раневская. «Как боги» жили «по Курской, Казанской» Сергей Прокофьев с женой Мирой Мендельсон, Рейнгольд Глиэр, Сергей Эйзенштейн.

На все я готов –
на разбой и насилье,-
И бью я жидов –
и спасаю Россию!

Лозунг «Бей жидов – спасай Россию!» возник в Гражданскую войну. К. Паустовский приписывает его деникинским войскам, устраивавшим, по его словам, погромы на Украине, когда их начала оттеснять к югу Красная армия: (…) После страшных гайдамацких погромов некоторое, время было тихо. Тихо было вначале и при деникинцах. Евреев они пока что не трогали. Изредка, но и то подальше от людных улиц, юнкера с накокаиненными глазами, гарцуя на конях, пели свою любимую песенку:

Черны гусары!
Спасай Россию, бей жидов,
Они же комиссары!

Но после того как советские войска отжали деникинцев от Орла и начали гнать на юг, настроение у белых изменилось.
По уездным городкам и местечкам начались погромы(…)[26].

Сергей Иванович Мамонтов в своих воспоминаниях сообщает, что лозунг этот был выдуман Нестором Ивановичем Махно:

(…) В районе, куда мы шли, возникло движение Махно. Называл он себя анархистом, но был просто разбойником. Жил весело и пьяно и пользовался у крестьян большим успехом. Фактически все крестьяне были махновцами и принимали участие в боях. Когда же дело оборачивалось для них плохо, они разбегались, прятали оружие и превращались в мирных обывателей. Поэтому борьба с ними была трудна. Махно выдумал лозунг «Бей жидов, спасай Россию». Но никого он не спасал, а жил разгульно, в своё удовольствие (…)[27],[28].

Следует отметить, однако, что в окружении самого Махно было немало евреев, и что есть мнение, что антисемитизм был ему чужд. Так, например, вот что пишет о Махно А. И. Солженицын в своей книге «Двести лет вместе», ссылаясь на Краткую Еврейскую Энциклопедию и работу В. Литвинова «Махно и евреи»:

(…) Сам Махно — органическое сочетание революционера и уголовника — буйно расцвёл в диком разгуле Гражданской войны. Прослеживать его злодейские и клинические броски— не место в этой работе. Но самому Махно антисемитизм был чужд, и махновские анархо-коммунисты принимали резолюции о «непримиримой борьбе со всеми видами антисемитизма». Начальником штаба Махно был одно время Арон Барон, начальником контрразведки Лев Задов-Зиньковский, начальником агитпропа — уже упомянутый Волин-Эйхенбаум, близким советником — Аршинов, председателем гуляйпольского совета — Коган. Была и отдельная еврейская рота Тарановского в 300 бойцов, но она изменила Махне, потом Тарановский был у Махны прощён и снова возвышен, до начальника штаба. Пишут, что «еврейская беднота массами шла в ряды махновской армии» и даже атамана Григорьева Махно, заманив, расстрелял якобы за антисемитизм. В мае 1919 Махно казнил крестьян деревни Успеновки за погром в еврейской земледельческой колонии Горькое. Но наряду с тем, что Махно «имеет неоспоримые заслуги перед еврейством» (и в Париже потом, до смерти, он «был постоянно в еврейском окружении»), — армия его, по неуправляемости, произвела и несколько еврейских погромов, например в декабре 1918 под Екатеринославом, летом 1919 в Александровске. Но, отмечает и энциклопедия: «Махно и другие главари [его] движения решительно боролись с погромами и расстреливали погромщиков» (…)[6]

В заключение

Вторая половина ХХ века уже после написания «Антисемитов» дала Высоцкому достаточно поводов для обращения к еврейскому вопросу. Разрешение эмиграции в Израиль в начале 70-х годов («Едем Коля, море нам Израилеванное») советская пропаганда возвращения из Израиля обратно в СССР («вести с полей или Южный Вьетнам, или еврей, вновь вернувшийся к нам»), вошедшее как нарицательное в советский обиход имя уроженки Киева, первого посла Израиля в СССР, президента Израиля Голды Меир («вот место Голды Меир мы прохлопали») - вот далеко не полный перечень "еврейских" тем в песнях Высоцкого. Зачастую Высоцкий посвящал теме лишь пару строчек, а магнитиздат превращал эти строки в присказки, из которых вырастал советский фольклор. Здесь и «на четверть бывший наш народ» и «за графу не пустили пятую»[29].

Распад СССР привёл к массовой эмиграции евреев в Израиль, Америку и Германию. Всего из стран бывшего СССР эмигрировало более 1,6 миллиона евреев [30]. В настоящее время чуть более 200 000 евреев живут в России, что составляет менее 0,2% населения России и менее 2% еврейской диаспоры в мире[31].

Но, несмотря на кажущуюся неактуальность еврейского вопроса в наши дни, не теряет важности мысль Бердяева, высказанная им в статье 1938 года «Христианство и антисемитизм»:

(…) В мире всегда были и есть две расы, и это деление рас важнее всех остальных делений. Есть распинающие и распинаемые, угнетающие и угнетенные, ненавидящие и ненавидимые, причиняющие страдание и страдающие, гонители и гонимые. Не требует объяснения, на чьей стороне должны быть настоящие христиане. Роли тут могут меняться в истории. Сейчас христиане делаются гонимыми, как были ими в первые века. Сейчас и евреи делаются вновь гонимыми, как бывали уже не раз в истории. Об этом необходимо задуматься.

Русские антисемиты, живущие в состоянии аффекта и одержимые маниакальной идеей, говорят, что евреи правят сейчас Россией и гонят там христиан. Это фактически неверно. Совсем не евреи по преимуществу стояли во главе воинствующего безбожия, русские играли в этом очень большую роль. Я даже думаю, что существует русский воинствующий атеизм как явление специфически русское. Русский барин-анархист Бакунин был его крайним и характерным выразителем. Таков же был Ленин. Достоевский именно о русском атеизме, о его внутренней экзистенциальной диалектике сделал великие открытия.

Неверно и то, что Россией правят евреи. Главные правители не евреи, видные евреи-коммунисты расстреляны или сидят в тюрьмах. Троцкий есть главный предмет ненависти. Евреи играли немалую роль в революции, они составляли существенный элемент в революционной интеллигенции, это совершенно естественно и определялось их угнетённым положением. Что евреи боролись за свободу, я считаю их заслугой. Что и евреи прибегали к террору и гонениям, я считаю не специфической особенностью евреев, а специфической и отвратительной особенностью революции на известной стадии её развития. В терроре якобинцев евреи ведь не играли никакой роли.

Я вспоминаю, что в годы моего пребывания в Советской России, в разгар коммунистической революции еврей - хозяин дома, в котором я жил, при встрече со мной часто говорил: "Какая несправедливость, вы не будете отвечать за то, что Ленин русский, я же буду отвечать за то, что Троцкий еврей". Потом ему удалось уехать в Палестину. Я же согласен взять на себя ответственность за Ленина. Печальнее всего, что реальности и факты не существуют для тех, мышление которых определяется ressentiment, аффектами и маниакальными идеями. Более всего тут нужно духовное излечение (…)[18].

Ссылки

  1. Форум "Владимир Высоцкий. Творчество и судьба" > Творчество > Тексты Высоцкого > «В розоватой заре человечества…»
  2. SEM40. Центральный еврейский ресурс.
  3. Варианты песни «Антисемиты»
  4. Википедия. Население СССР
  5. Сталин И.В. Об антисемитизме: Ответ на запрос Еврейского телеграфного агентства из Америки. Источник: Сталин И.В. Cочинения. – Т. 13. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1951. С. 28.
  6. 6,0 6,1 6,2 А.И. Солженицын «Двести лет вместе»
  7. Цикловики. Сталин и евреи
  8. Брайен Д., Альберт Эйнштейн, 1996, перевод 2000
  9. Сэндберг К., Линкольн, перевод 2003
  10. Аллилуева С. Двадцать писем к другу, 1967
  11. FashionTime. Чарли Чаплин: великий маг комедии
  12. Интересные факты о Чарли Чаплине
  13. STALIN.SU. Личность мирового масштаба
  14. Стенограмма допроса Ч.Чаплина сотрудниками ФБР
  15. Блог Анатолия Зеликмана. Митта (Рабинович) Александр Наумович, российский кинорежиссёр
  16. Высоцкий. Время, наследие, судьба. О Высоцком вспоминает А.Н.Митта
  17. К.Маркс. К еврейскому вопросу
  18. 18,0 18,1 Н.Бердяев «Христианство и антисемитизм», ПУТЬ, Париж, 1938. Май - июль
  19. Википедия. Кровавый навет на евреев
  20. Зачем евреям кровь христианских младенцев
  21. Из истории кровавого навета в России. Лехаим. Ноябрь,2003
  22. Панченко А. А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. - М.: ОГИ, 2002, с. 161-168. Гл. Кровавый навет
  23. Дом слонов
  24. Зерновой кризис в СССР: 1963 и другие годы
  25. Шестьдесят третий и другие годы (черновой набросок)
  26. Константин Георгиевич Паустовский. Повесть о жизни. Начало неведомого века, 1956
  27. Походы и кони. Мамонтов, Сергей Иванович. YMCA-PRESS. Париж. 1981
  28. Традиция. Русская Энциклопедия. «Бей жидов, спасай Россию. Антисемитский лозунг»
  29. Г.Брук, В. Хазанский. Высоцкий и еврейский мир
  30. Марк Тольц. Постсоветская еврейская диаспора: новейшие оценки, Демоскоп Weekly, № 497 – 498, 6 - 19 февраля 2012
  31. Википедия. Евреи

История СССР в комментариях к песням В.Высоцкого | Московские фабрики конца XIX - начала XX века | Фабрики-кухни

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты